Графон
Как и у Microsoft, основная цель Sony — это 60 fps в 4K, а в сетевых проектах — до 120 fps. И всё это на настройках графики, не уступающих топовому ПК.
К сожалению, как и в случае с Series X, практика немного расходится с теорией. PS5 тоже может ронять количество кадров и периодически снижать разрешение, но пока всё это ловится только на уровне измерений. Это не оправдание, но за двое суток плотной игры мы ни разу не видели, чтобы появлялись микрофризы или заметно падал фреймрейт. Впрочем, для тех, кому этот вопрос особо важен, в играх на PS5 начали появляться настройки графики. В каких-то проектах разница может быть очень существенной, как например, в Devil May Cry 5, которая при включении «лучей» падает до 1080p, а в каких-то — чисто номинальной: Demon’s Souls для 60 fps переходит с 4K на QHD.
Но, на наш взгляд, самое главное в том, что PS5 избавилась от чисто консольных ухищрений вроде текстур низкого разрешения и замыливания объектов на дальней дистанции. Теперь всё по-взрослому — и пока не отличается от того, что мы видим на топовых компьютерах. По крайней мере, та же Black Ops Cold War на ПК с RTX 2080 очень близка к версии на PS5. С Series X пока тоже паритет: Assassin’s Creed Valhalla при сравнении нос к носу смотрится идентично.
Что же касается эксклюзивов PS5, то они выглядят очень круто. Причём это касается как супер-технологичной Demon’s Souls, так и совершенно детской Sackboy. Тут рост заметен буквально по всем фронтам — начиная с детализации и заканчивая невероятной игрой света и тени. Не стесняются внутренние студии использовать и преломление лучей: в Demon’s Souls в лужах отражаются все основные объекты, а в Человеке-Пауке в стёклах виден реальный город. Да, местами заметно, что разрешение и детализация отражений ниже, чем это принято на топовых ПК. Но для того, чтобы это разглядеть, надо остановиться, приблизить камеру и внимательно присмотреться.
Как долго PlayStation с её более слабым железом сможет сохранять равенство в гонке с другими платформами — вопрос открытый. Мы предполагаем, что через год-два разница между Series X и PS5 начнёт себя проявлять. Однако с учётом того, что сам по себе рост уровня графики в играх скатился в область малозаметных эффектов, это вряд ли будет играть большую роль. Всё-таки на базовом уровне картинка в играх не меняется уже лет пять, и существенных подвижек к фотореализму на горизонте пока не видно.
https://youtube.com/watch?v=46Xnr1Yi8GQ
SSD
Как и Microsoft, Sony в новом поколении перешла с жёстких дисков на твердотельные накопители, но, как и с остальным железом, сделала это по-своему. Конкурент, по сути, использовал ПК-диск на 2,4 ГБ/с, а Sony сделала собственный SSD. То есть она разработала свой контроллер памяти, который управляет передачей, сортировкой, записью и чтением данных, распаяла его прямо на материнской плате и расставила вокруг чипы памяти. Понятно, что если такой SSD вдруг полетит, то можно прощаться со всей консолью — но, по словам разработчиков, их разработка даёт массу преимуществ.
Во-первых, сам по себе диск значительно быстрее и выдаёт 5,5 ГБ/с, что естественным образом скажется на скорости загрузки всех файлов по сравнению с обычным жёстким диском с его 40 МБ/с. Во-вторых, благодаря встроенной поддержке новых алгоритмов сжатия и иному подходу к поиску данных Sony обещает заметно снизить объём самих игр. В-третьих, контроллер берёт на себя нагрузку по разархивированию данных, и за счёт этого нам обещают по-настоящему бесшовные миры, как показывали на демонстрациях Ratchet & Clank.
Минусы у системы хранения, впрочем, тоже есть. Объём SSD довольно скромный — всего 825 ГБ, из которых под игры доступно 667 ГБ. При этом Microsoft уже сейчас разрешает хранить скачанные дистрибутивы на внешних носителях, а вот Sony эту возможность пока не реализовала — и не понятно, реализует ли вообще. Так что пока новые игры приходится удалять и в случае необходимости выкачивать заново.
Тайтлов с PS4 это, к счастью, не касается: их, как и на Series X, можно ставить на внешние накопители (желательно с интерфейсом USB 3.0) и запускать оттуда напрямую.
Впрочем, расширить основной накопитель всё же реально — и технически это реализовано проще, чем у Microsoft. Под боковой панелью PS5 спрятан стандартный отсек под SSD формата M.2, на который сейчас активно переползают все компьютерные производители. А это значит, что не надо привязываться к фирменным «карточкам расширения» по 20 000 рублей за штуку, как в Series X.
Проблема одна — установить в PS5 любой попавшийся SSD нельзя. Чтобы перекрыть потери на прохождение двух контроллеров памяти (самого SSD и консоли), ей нужны накопители со скоростью чтения от 7 ГБ/с. На момент старта такие SSD представила только Western Digital (за те же самые 20 000 рублей), но они пока не сертифицированы под PlayStation — и Sony их покупать не рекомендует. А это значит, что какое-то время придётся активно менеджерить встроенные 667 ГБ.
Меню и управление
Меню для PS5 Sony, в отличие от Microsoft, перерисовала практически с нуля, и воспринимается оно гораздо проще и приятнее, чем у конкурента. Да, местами оно перегружено, местами не продумано, но общее впечатление гораздо более цельное.
Собственно, на главном экране отображается именно то, ради чего всё и затевалось: игры и мультимедиа. Причём если раньше список вытягивался в длинную колбасу через весь экран, то теперь он ушёл в левый верхний угол, а основное пространство занимают арты из проектов и полная информация по ним. То есть выбрал игру, нажал стиком вниз — и перешёл к запуску, управлению, официальным новостям и даже достижениям. «Даже», потому что ачивки теперь отслеживаются по уровню прогресса, как и на Xbox, но, что самое забавное, можно выбрать какое-нибудь достижение — и буквально через 8 секунд загрузиться в уровень, где его зарабатывают.
Также из главного меню очень просто перепрыгнуть к своим записям и скриншотам, программе для монтажа записанного видео, полной библиотеке игр и функции Remote Play, с помощью которой можно транслировать игры с другой консоли Sony в доме. Ну и здесь же, естественно, расположился магазин PlayStation Store, который оформлен так, что в нём реально можно зависать часами.
Вторая часть меню — системная и находится в правом верхнем углу. Тут есть поиск по всем разделам, где в будущем, быть может, запустят голосовые команды. Рядом — настройки аккаунта. И здесь же — переход ко всем параметрам консоли, в которых мелькают настройки удаленного браузера, да и сам браузер тоже.
Ну и, наконец, есть быстрое системное меню, которое вызывается нажатием на кнопку PS. Теперь оно располагается по нижней кромке экрана и позволяет перейти «домой», открыть последние запущенные приложения, посмотреть системные уведомления, узнать, чем занимаются друзья, перейти к загрузкам и очереди скачиваний, настроить громкость звука и микрофона, отключить аксессуары, перейти в профиль и выключить консоль. Единственное, что не работает, — опция «музыка». Онлайн-сервисы вроде Spotify Sony в нашу страну не пускает. Впрочем, этот нерабочий пункт можно убрать, а на его место вывести, к примеру, сетевые настройки или запуск трансляции.
Что же касается скорости работы, то к ней претензий нет: да, меню чуть медленнее, чем у Series X, но это связано с особенностями оформления, большим количеством анимаций и плавной сменой фонов под каждый раздел. В Series X же всё как в Windows: один фон на всё, одинаковые значки и супербыстрые переходы.
Внешний вид
Как и Microsoft, Sony выпустила две версии консоли, но разделила их не по мощности железа, а по наличию Blu-Ray 4K. PS5 с приводом оценили в 47 000 рублей, без — в 38 000. Кстати, разница почти укладывается в стоимость таких дисководов.
По оформлению коробки и комплекту поставки PS5 следует заветам предшественниц: всё максимально просто. Суперобложка из тонкого картона, на котором напечатаны изображения приставки и перечислены её основные достоинства, а под ней — утилитарная толстая коробка с лого PS.
Внутри, на простой картонной подставке, покоится комплектация: это на удивление качественная инструкция на хорошей плотной бумаге и три провода — сетевой, HDMI 2.1 с поддержкой 120 Гц в 4К и USB Type-C для зарядки контроллера. Но кабели коротковаты: всего по 1,4 метра — если для HDMI и сети это ещё куда ни шло, то к контроллеру точно придётся покупать что-то подлиннее. Сама же приставка обёрнута мягким полиэтиленом и зажата двумя картонками, чтобы не побилась в дороге. На фоне Series X упаковка PS5 выглядит гораздо проще, но, с другой стороны, всё равно ведь один раз открыл — и забыл.
А вот внешний вид консоли впечатляет. PS5 действительно очень большая: в высоту — 39 см, в ширину и глубину — 26 и 10,4 см. Впрочем, если вы не ограничены высотой тумбы под телевизором, особых проблем с установкой не будет. Как и Series X, консоль можно поставить как вертикально, так и горизонтально — в обоих случаях лучше использовать комплектную подставку. В положении «на боку» достаточно зацепить её двумя защёлками, а «стоя» — одним небольшим винтом, для чего пригодятся или отвёртка, или монетка. Приятный момент: в самой подставке предусмотрен скрытый отсек, в котором хранятся тот самый винтик и пластиковая заглушка, прикрывающая резьбу на самой консоли.
К сборке и материалам претензий нет. Белые боковые панели сделаны из чуть шершавого пластика и изнутри текстурированы фирменными крестиками, кружочками, треугольниками и квадратами — причём они настолько мелкие, что разглядеть их можно только через хорошую лупу. Центральная же стойка сделана из глянцевого чёрного пластика: выглядит красиво, но мгновенно пачкается и покрывается пылью.
Боковые панели у PS5 съёмные: для этого надо ухватить их сверху и снизу и потянуть вниз. Под ними — чёрный пластик и утилитарные металлические заглушки. Но, самое главное, так открывается доступ к вентилятору, с которого через пару лет можно будет снять куски пыли, отсеку под дополнительный SSD на M.2 размером до 22100 и технологическим отверстиям, в которые собирается пыль. К ним можно поднести пылесос и удалить приличное количество грязи.
При большом желании можно забраться даже глубже и раскрутить консоль полностью, но это приведёт к потере гарантии, да и делать внутри особо нечего. Основной SSD распаян, а вместо термопасты на процессоре лежит жидкий металл, аккуратно заменить который под силу далеко не каждому.
Как нам кажется, съёмные панели намекают на скорый выход альтернативных белому вариантов. Несколько фирм предлагали их ещё до старта PlayStation 5, но Sony быстро пресекла весь бизнес: пригрозила судами и закрыла неугодные сайты.
По управлению и разъёмам PS5 аналогична конкуренту. Кнопок две — питание и выброс диска, — и стоят они внизу чёрной стойки. Клавиши тонкие и мягкие, но пользоваться ими придётся нечасто: консоль прекрасно запускается с геймпада. Здесь же, на лицевой панели, разместились два USB третьей версии, один из которых — Type-C. Зачем он сейчас Sony — не совсем понятно, но это неплохой задел на будущее, когда вслед за Apple многие откажутся от Type-A.
Ещё два USB 3.0 стоят сзади. Рядом с ними — гигабитный LAN, выход на HDMI 2.1 и сетевая розетка. Сверху поставили отверстие под замок Kensington Lock, чтобы привязать консоль к столу.
Геймпады
Вот тут всё становится намного интереснее. Компании подошли к созданию контроллеров совершенно по-разному.
Xbox Series X|S: Как отмечают различные издания, обновлённый Xbox Controller слабо отличается от старой модели. Он чуть меньше и легче. Изменилась форма крестовины, на переднюю панель добавили кнопку для скриншотов и записи игровых клипов, а на курках появилась текстурированная поверхность.
Задержка ввода уменьшилась с 8 мс до «значительно меньших цифр» при беспроводном подключении. Конкретных данных пока нет. Геймпад работает на двух батарейках типа АА.
PlayStation 5: Sony полностью переработала геймпад DualSense. Разработчики использовали продвинутые вибромоторы, создали переменную силу сопротивления для курков (так вы сможете, например, ощутить силу натяжения тетивы лука).
За счёт этого игрок сможет отличать не только игровые предметы, но и поверхности в тех же гонках. Вы будете точно ощущать: едете по асфальту или по грязи или снегу.
Что касается веса, то DualSense все ещё легче Xbox Controller: 278 граммов против 289 граммов с учётом батареек.
Но опять же, удобство новых контроллеров пока ещё под вопросом. Да, Sony сделала его более инновационным, но эти «фишечки» будут работать только в эксклюзивах, и то не факт, что они действительно вам пригодятся. Надо смотреть на деле, что из этого выйдет.
Начало работы
Теперь расскажем, как вообще работает консоль. Подготовить к запуску её несложно: подключаешь HDMI, кабель питания и геймпад по проводу (только для первого сопряжения), нажимаешь кнопку питания, слышишь знакомый писк, и на лицевой панели загорается приятная синяя подсветка, которая в рабочем режиме меняется на белую, а в режиме ожидания — на оранжевую.
Дальше тебя сразу кидают на интерактивное меню-обучение на английском языке. Сначала объясняют, что надо подключить контроллер по USB и нажать кнопку PS. Затем перекидывают на выбор языка и голосом продолжают объяснять, что по меню надо переключаться стрелками, а выбор подтверждать крестом. Ну а затем просят познакомить с домашним WiFi и вставить диск с игрой (если есть), чтобы сразу установить что-нибудь интересное, пока ты возишься с настройками.
Дальше выбирается режим энергопотребления или то, что можно делать во время «сна»: заряжать контроллеры, обновлять игры и держать запущенную игру на паузе. Ну и, наконец, наступает момент обновления самой консоли и геймпада. Правда, в случае с PS5 это далеко не 4 ГБ, как на Series X: все скачивания и установки укладываются буквально в пару минут с учётом перезагрузки.
Последний этап — регистрация профиля. Как и с Xbox, мы решили создать новый аккаунт, чтобы проверить, насколько всё просто и быстро. На выбор есть два пути: или ковыряться с экранной клавиатурой и щёлкать по кнопкам геймпада, или установить на телефон приложение PlayStation App и сделать всё через него.
Мы выбрали второй, и тут схема немного поломалась. Как оказалось, прямой регистрации нового пользователя в приложении Sony нет — то есть надо или возвращаться к консоли и делать всё с нее, или заводить аккаунт по старинке, в браузере. Не скажем, что это намного сложнее, да и заняло всего минут десять, но у Microsoft этот этап сделан заметно понятнее. Зато, пока мы занимались регистрациями, PS5 уже автоматически поставила на обновление Astro’s Playroom.
Дальше подготовка консоли идёт своим чередом — удивил нас только этап, когда PS5 решила сразу закачать различные сервисы: Amazon Video, Okko, Megogo, AppleTV, YouTube и Netflix. Вроде бы и лишняя деталь, но сразу показывает, что мы сюда не только играть пришли. Ну а заканчивается первая настройка предложением перенести с PlayStation 4 все сохранения и установленные игры: делается это без возни с проводами — всё по локальной сети.
В итоге на всё про всё — с распаковкой и подключением — ушло 45 минут, за которые консоль как раз успела обновить Astro’s Playroom, чтобы мы сразу сели играть и оценивать новый геймпад. И вот тут Microsoft могла бы поучиться у коллеги.
Звук
Своим путём Sony пошла и по части звука, выделив на его обработку отдельный чип: он построен на графической архитектуре AMD и может обсчитывать сотни источников за раз. На презентациях Sony упоминала даже возможность честно рассчитать стук каждой капли дождя — по при этом оговаривалась, что лучше так не делать, потому что чип может забрать до 20% пропускной способности консоли.
Попутно инженеры заново изобрели «звук вокруг» — то есть провели серию экспериментов, измерили то, как люди воспринимают звук, вывели несколько типовых вариантов и добавили их в PS5. Всё вместе это называется Tempest 3D Audio и, как и конкурентные Windows Sonic, DTS:X и Dolby Atmos, работает с любыми наушниками, колонками и наборами типа 5.1.
Невиданным доселе качеством звука, правда, Sony удивить не удалось. Да, в настройках появилась опция «звук вокруг», в которой надо внимательно послушать разные варианты звучания и выбрать тот, что вам больше нравится. Но по качеству реализации и позиционированию источников мы пока не увидели глубокой разницы с аналогичными технологиями.
Не поймите нас неправильно, работает всё это без нареканий, и в тех же HyperX Revolver, да и с 2.1-системой, мы без проблем ориентировались в пространстве, но прорывом это назвать сложно. Есть ощущение, что Tempest 3D Audio поставили для того, чтобы не платить за лицензии Dolby Atmos и DTS:X. И этих форматов, кстати, действительно нет, что точно расстроит любителей фильмов с современной звуковой дорожкой и правильной аппаратурой. В Series X, напомним, поддерживаются все кодеки.
С внешним же звуком в Sony поступили так же, как и в Microsoft. Единственные варианты — это 3,5-мм джек на контроллере и HDMI. А это значит, что если хочешь крутого звука — покупай колонки со сквозным HDMI или используй звуковую карту телевизора с сомнительным качеством звука. Bluetooth для колонок, кстати, тоже не завезли, так что никаких вам беспроводных технологий в 2020 году.
Официально это связывают с тем, что якобы Bluetooth даёт непозволительную задержку, и мы с вами не получаем правильного представления об игре. Доля правды в этом есть, но современные стандарты работают без особых проблем, и лично мы уже давно не замечаем рассинхронизации между картинкой и звуком. Да и на ПК в Bluetooth-наушниках можно играть вполне нормально.
Единственная радость на этом фоне в том, что старые гарнитуры с донглами, которые создавались с поддержкой PS4, работают и на PS5. И, вопреки слухам, 3D Audio в них не отключают. По-крайней мере, на GSP 670 всё работало прекрасно.
Размеры
Пропустим этап с выбором внешнего вида. Это всё-таки вкусовщина, у каждого свои предпочтения.
Сразу перейдём к более функциональной части дизайна.
Наглядно:
Слева направо: PlayStation 5, PlayStation 4, Xbox Series X
Но как размещать консоль в зависимости от охлаждения?
PlayStation 5: В комплекте с PlayStation 5 идёт специальная подставка для размещения в вертикальном или горизонтальном положении. Здесь всё упирается в ваши предпочтения, поскольку система охлаждения расположена по бокам и сзади.
Xbox Series X: В Xbox Series X есть ножки на нижней и левой боковой гранях, так что консоль можно установить в любом положении без дополнительных аксессуаров. Однако предпочтительнее ставить её вертикально, поскольку воздух забирается снизу и выбрасывается сверху. Из-за этого может не хватить места под телевизором для нормального охлаждения.
Xbox Series S: У Xbox Series S ситуация несколько другая: устройство лучше ставить горизонтально, так как выброс горячего воздуха производится через решётки справа и слева.
Скорость загрузки
Поэтому, наверное, не очень правильно сравнивать PlayStation 5 и Series X по скорости загрузки консоли и времени запуска игр. Холодный старт — 29 секунд против 20-25 у Xbox. Добраться до игры и запустить её — это еще несколько кликов по меню с красивой анимацией и, как итог, плюс 30 секунд до стартового окна той же Demon’s Souls. Технически, это, конечно, дольше, чем 35 секунд от нажатия кнопки включения до начала игры у Series, но в реальной жизни это уже мелочи. Аналогично и со временем выхода из режима сна: да, PS5 делает это в два раза дольше. Но «в два раза» — это девять секунд против пяти.
А вот чего PS5 действительно не хватает на фоне Xbox, так это своего Quick Resume с играми. Держать в памяти она может только простые приложения: скажем, YouTube или видеоредактор. А вот при переключении на другую игру текущую придётся закрыть, и продолжить потом с того же места не получится. Надо по старинке пройти и все стартовые ролики, и главное меню, и процесс загрузки сохранения.
Производительность
С охлаждением разобрались. Теперь перейдём к технической составляющей. Здесь тоже не всё однозначно.
Чисто номинально Xbox Series X мощнее PlayStation 5 как графически, так и по части процессора. Но всё зависит от качества оптимизации игр.
Недавний живой пример: Crysis Remastered, который работает на топовой RTX 3080 с частотой около 40 FPS, но при этом имеет частые просадки до 20-25 FPS.
Сами по себе характеристики ниже.
PlayStation 5 (с приводом и без):
️ Процессор: AMD Zen2, 8 ядер, до 3,5 ГГц
️ Графика: AMD RDNA 2 (36 блоков), 2,23 ГГц, 10,23 TFLOPS
️ Оперативная память: 16 ГБ GDDR6
️ SSD: 825 ГБ, 5.5 ГБ/сек (до 9 ГБ/сек при подгрузке текстур с компрессией)
Xbox Series X:
️ Процессор: AMD Zen2, 8 ядер, до 3,6-3,8 ГГц
️ Графика: AMD RDNA 2 (52 блока), 1,8 ГГц, 12,15 TFLOPS
️ Оперативная память: 16 ГБ GDDR6
️ SSD: 1 ТБ, 2.4 ГБ/сек (до 4.8 ГБ/сек при подгрузке текстур с компрессией)
Xbox Series S:
️ Процессор: AMD Zen2, 8 ядер, до 3,4-3,6 ГГц
️ Графика: AMD RDNA 2 (20 блоков), 1,57 ГГц, 4 TFLOPS
️ Оперативная память: 10 ГБ GDDR6
️ SSD: 512 ГБ, 2.4 ГБ/сек (до 4.8 ГБ/сек при подгрузке текстур с компрессией)
Однако пока рано делать какие-либо выводы. Разработчики могут отключить ряд эффектов на PlayStation 5, но оставить на Series X, за счёт чего общая производительность может быть выше у «плойки», нежели на «иксбокса».
А при разной скорости SSD девелоперы могут сравнять на деле скорость загрузки уровней и текстур. Либо разница будет минимальной.
Понятнее станет, когда выйдут первые мультиплатформенные проекты. Только они покажут разницу в потенциале консолей.
С другой стороны, есть вопросы к выбору между PlayStation 5 без привода и Xbox Series S. «Плойка» имеет точно такие же характеристики, как и версия с дисководом, а вот Series S слабее более старшей модели. Однако Microsoft обещает, что производительность, в целом, останется такой же, но для разрешения не выше 2К.
Playstation 3
Следующая приставка от Sony вышла в ноябре 2006 года. Производство было завершено относительно недавно, в мае 2017 года. Было продано около 90 млн экземпляров консоли. Основными конкурентами были Xbox 360 и Nintendo Wii. При этом первая из них продавалась примерно так же, как PS3, а Nintendo Wii оказалась даже более популярной — ее продали в количестве примерно 102 млн штук. Успех последней основан на особенных контроллерах, которые реагируют на движения игрока
В Playstation 3 уже появился жесткий диск — изначально были версии на 20 и 60 гигабайт, затем добавились версии на 40 и 80 гигабайт. В 2009 году добавилась Slim-версия — более тонкая и маленькая, но с большим жестким диском — на 120 гигабайт. Наконец, в 2012 году вышла PS3 Super Slim — еще меньше и легче, с жестким диском на 250 или 500 гигабайт, или SSD на 12 гигабайт. В приставках появился Blu-ray привод и Bluetooth, а также Wi-Fi. Процессор тут — частотой в 3,2 ГГц. И оперативной, и видеопамяти — по 256 мегабайт.
Фото: commons.wikimedia.org
Что взять
Сейчас сделать выбор между консолями проблематично. В перспективе у PlayStation 5 пока больше интересных эксклюзивов, хотя и ненамного, а у Xbox игры будут доступны и на Windows.
Лично для меня это даже плюс. В некоторые проекты удобнее играть с клавиатуры и мыши, а поддержки на консолях у такого нет (либо это невероятные костыли).
На стороне Microsoft игры с упором на графические возможности и низкую задержку ввода. Даже на младшей консоли, хоть и в немного меньшем разрешении. Плюс, Game Pass с возможностью не покупать большинство ААА-тайтлов за фуллпрайс.
У Sony упор сделан на одиночные кампании с более детальной проработкой. Плюс, библиотека PlayStation Plus Collection с улучшенными 18 эксклюзивами.
Что выберете вы?
- Xbox Series S
- Xbox Series X
- PlayStation 5 с приводом
- PlayStation 5 без привода
- Мне и на ПК хорошо
7% Xbox Series S
24% Xbox Series X
29% PlayStation 5 с приводом
29% PlayStation 5 без привода
11% Мне и на ПК хорошо
11134 проголосовали
iPhones.ru
До старта продаж чуть больше месяца.
Артём Баусов
Главный по новостям, кликбейту и опечаткам. Люблю электротехнику и занимаюсь огненной магией.
Telegram: @TemaBausov